Государственное лицензирование деятельности в области защиты информации.
Основные принципы, организационную структуру системы государственного лицензирования деятельности юридических лиц - предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовой формы по защите информации, циркулирующей в технических средствах и помещениях, а также порядок лицензирования и контроля за деятельностью предприятий, получивших лицензию, устанавливает Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации от 27 апреля 1994г. № 10 [63].
В Положении используются следующие основные понятия [63]:
лицензирование в области защиты информации - деятельность, заключающаяся в передаче или получении прав на проведение работ в области защиты информации;
лицензия в области защиты информации - оформленное соответствующим образом разрешение на право проведения тех или иных работ в области защиты информации;
лицензиат в области защиты информации - сторона, получившая право на проведение работ в области защиты информации;
защита информации - комплекс мероприятий, проводимых с целью предотвращения утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения, модификации (подделки), несанкционированного копирования, блокирования информации и т.п.;
эффективность защиты информации - степень соответствия достигнутых результатов действий по защите информации поставленной цели защиты;
контроль эффективности защиты информации - проверка соответствия эффективности мероприятий по защите информации установленным требованиям или нормам эффективности защиты;
безопасность информации -
состояние информации, информационных ресурсов и информационных систем, при котором с требуемой вероятностью обеспечивается защита информации (данных) от утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения, модификации (подделки), копирования, блокирования и т.п.;
шифровальные средства:
реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, предназначенные для защиты информации (в т.ч.
и входящие в системы и комплексы защиты информации от НСД), циркулирующей в технических средствах, при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи, включая шифровальную технику;
реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы защиты от навязывания ложной информации, включая средства имитозащиты и "электронной подписи";
аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, предназначенные для изготовления и распределения ключевых документов, используемых в шифровальных средствах, независимо от вида носителя ключевой информации;
охраняемые сведения -
сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайны;
аттестование объекта в защищенном исполнении - официальное подтверждение наличия на объекте защиты необходимых и достаточных условий, обеспечивающих выполнение установленных требований руководящих документов и норм эффективности защиты информации;
техническое средство обработки информации (ТСОИ) - техническое средство, предназначенное для приема, накопления, хранения, поиска, преобразования, отображения и передачи информации по каналам связи.
Система государственного лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации является составной частью государственной системы защиты информации.
Деятельность системы лицензирования организуют государственные органы по лицензированию, которыми являются Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России) и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ).
Государственные органы по лицензированию в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, осуществляют лицензирование деятельности в области защиты информации в соответствии с перечнями видов деятельности, приведенными в табл. 7.1 и 7.2 [63].
Лицензия на право деятельности по защите информации (далее - лицензия) выдается предприятию государственным органом по лицензированию по представлению органа государственной власти Российской Федерации на конкретные виды деятельности на три года, по истечении которых осуществляется ее перерегистрация в порядке, установленном для выдачи лицензии [63].
Лицензия выдается подавшему заявку на ее получение предприятию - заявителю, располагающему производственной и испытательной базой, нормативной и методической документацией, научным и инженерно-техническим персоналом, при условии их соответствия требованиям государственного органа по лицензированию на основании результатов экспертизы деятельности предприятия по заявленному направлению работ [63]. С этими требованиями заявитель имеет право ознакомиться в государственном органе по лицензированию.
Для получения лицензии представляются [63]: заявление; представление органа государственной власти Российской Федерации; материалы экспертизы, подтверждающие наличие необходимых условий для проведения работ по заявленным видам деятельности, а также профессиональную пригодность руководителя предприятия-заявителя или лиц, уполномоченных им для руководства лицензируемой деятельностью; копии документов о государственной регистрации предпринимательской деятельности и устава предприятия.
Отказ в выдаче лицензии производится в случаях, если:
• отсутствуют необходимые условия для проведения работ по заявленному виду деятельности;
• профессиональная подготовка руководителя предприятия-заявителя или лиц, уполномоченных им для руководства лицензируемой деятельностью, не соответствует установленным требованиям;
• в представленных для получения лицензии документах указаны недостоверные сведения;
• заявитель в установленном законом порядке признан виновным в недобросовестной конкуренции в лицензируемой деятельности [63].
Таблица 7.1.
Перечень видов деятельности предприятий в области защиты информации, подлежащих лицензированию Гостехкомиссией России.
№ п/п |
Наименование видов деятельности предприятий в области защиты |
1. |
Сертификация, сертификационные испытания защищенных ТСОИ, технических средств защиты информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, защищенных программных средств обработки информации, программных средств по требованиям безопасности, программных средств защиты информации, программных средств контроля защищенности информации. |
2. |
Аттестование систем информатизации, автоматизированных систем управления, систем связи и передачи данных, технических средств приема, передачи и обработке, подлежащей защите информации, технических средств и систем, не обрабатывающих эту информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается (циркулирует), а также помещений, предназначенных для ведения переговоров, содержащих охраняемые сведения, на соответствие требованиям руководящих и нормативных документов по безопасности информации и контроль защищенности информации в этих системах, технических средствах и помещениях. |
3. |
Разработка, производство, реализация, монтаж, наладка, установка, ремонт, сервисное обслуживание защищенных ТСОИ, технических средств защиты информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, защищенных программных средств обработки информации, программных средств защиты информации, программных средств контроля защищенности информации. |
4. |
Проведение специсследований на побочные электромагнитные излучения и наводки (ПЭМИН) ТСОИ. |
5. |
Проектирование объектов в защищенном исполнении. |
6. |
Подготовка и переподготовка кадров в области защиты информации по видам деятельности, перечисленным в данном перечне. |
Таблица 7.2.
Перечень видов деятельности предприятий в области защиты информации, подлежащих лицензированию ФАПСИ.
№п/п |
Наименование видов деятельности предприятий в области защиты |
1 |
Разработка, производство, проведение сертификационных испытаний, реализация, монтаж, наладка, установка и ремонт шифровальных средств, предназначенных для криптографической защиты информации при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи, а также предоставление услуг по шифрованию информации. |
2 |
Эксплуатация негосударственными предприятиями шифровальных средств, предназначенных для криптографической защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну. |
3 |
Разработка, производство, проведение сертификационных испытаний, реализация, монтаж, наладка, установка и ремонт систем и комплексов телекоммуникаций высших органов государственной власти Российской Федерации, а также закрытых (с помощью шифровальных средств) систем и комплексов телекоммуникаций органов государственной власти субъектов Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, банков и иных учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. |
4 |
Разработка, производство, проведение сертификационных испытаний, реализация, монтаж, наладка, установка, ремонт, сервисное обслуживание специализированных защищенных ТСОИ, технических средств защиты информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, защищенных программных средств обработки информации, программных средств защиты информации, программных средств контроля защищенности информации, предназначенных для использования в высших органах государственной власти РФ. |
5 |
Проведение работ по выявлению электронных устройств перехвата информации в помещениях государственных структур на территории Российской Федерации. |
6 |
Проведение работ по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах государственных структур на территории Российской Федерации. |
7 |
Проведение специсследований на ПЭМИН специализированных защищенных ТСОИ, предназначенных для использования в высших органах государственной власти Российской Федерации. |
8 |
Проектирование в защищенном исполнении объектов высших органов государственной власти Российской Федерации. |
9. |
Подготовка и переподготовка кадров в области защиты информации по видам деятельности, перечисленным в данном перечне. |
Предприятия, осуществляющие деятельность по защите информации, виды которой указаны в табл. 7.1 и 7.2, без лицензии, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Организационную структуру системы государственного лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации образуют: государственные органы по лицензированию; лицензионные центры; предприятия-заявители [63].
Государственные органы по лицензированию в пределах своей компетенции осуществляют следующие функции [63]:
• организуют обязательное государственное лицензирование деятельности предприятий;
• выдают государственные лицензии предприятиям-заявителям;
• осуществляют научно-методическое руководство лицензионной деятельностью;
• утверждают перечни лицензионных центров;
• согласовывают составы экспертных комиссий, представляемые лицензионными центрами;
• осуществляют контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ в области защиты информации;
• обеспечивают публикацию необходимых сведений о лицензионной деятельности;
• рассматривают спорные вопросы, возникающие в хода экспертизы предприятия-заявителя.
Лицензионные центры осуществляют следующие функции [63]:
• формируют экспертные комиссии и представляют их состав на согласование с руководителями соответствующих государственных органов по лицензированию и отраслей промышленности;
• планируют и проводят работы по экспертизе заявителей;
• контролируют полноту и качество выполненных лицензиатами работ;
• систематизируют отчеты лицензиатов и ежегодно представляют сводный отчет в соответствующие государственные органы по лицензированию;
• принимают участие в работе соответствующих государственных органов по лицензированию при рассмотрении спорных вопросов, возникающих в процессе экспертизы предприятия-заявителя, и фактов некачественной работы лицензиатов.
Лицензионные центры могут создаваться при государственных органах по лицензированию, в регионах и отраслях промышленности (ведомствах) Российской Федерации [63].
Лицензионные центры при государственных органах по лицензированию создаются приказами руководителей этих органов. Отраслевые лицензионные центры создаются совместными решениями руководителей комитетов (министерств) и соответствующих государственных органов по лицензированию. Региональные лицензионные центры создаются совместными решениями органов регионального управления и соответствующих государственных органов по лицензированию. Организация взаимодействия отраслевых, региональных лицензионных центров с соответствующими органами управления отражается в указанных решениях.
Лицензионные центры могут формироваться из состава специальных центров Гостехкомиссии России, центров правительственной связи ФАПСИ, отраслевых и региональных учреждений, предприятий и организаций по защите информации.
Для всестороннего обследования предприятий-заявителей с целью оценки их возможностей проводить работы по защите информации в избранном направлении при лицензионных центрах создаются экспертные комиссии [63]. Они формируются из числа компетентных в соответствующей области защиты информации специалистов отраслей промышленности, Вооруженных Сил, органов государственного управления, других организаций и учреждений. Экспертные комиссии создаются по одному или нескольким направлениям защиты информации.
Лицензиаты обязаны [63]:
• осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с требованиями нормативных документов по защите информации;
• обеспечивать тайну переписки, телефонных переговоров, документальных и иных сообщений физических и юридических лиц, пользующихся их услугами;
• ежегодно представлять непосредственно в государственный орган по лицензированию или в лицензионный центр сведения о количестве выполненных работ по конкретным видам указанной в лицензии деятельности.
Лицензиаты имеют право пользоваться нормативно-методическими документами соответствующих государственных органов по лицензированию, обращаться к ним за необходимыми консультациями и содействием, а также ссылаться в официальных документах и рекламных материалах на полученную лицензию [63].
Лицензиаты несут юридическую и финансовую ответственность за полноту и качество выполнения работ, и обеспечение сохранности государственных и коммерческих секретов, доверенных им в ходе практической деятельности [63].
Предприятия-потребители имеют право обращаться [63]:
• в государственный орган по лицензированию или в лицензионный центр с рекламациями на некачественно выполненные лицензиатами работы по защите информации;
• в судебные органы в установленном порядке. Порядок проведения лицензирования предприятий-заявителей в области защиты информации включает следующие действия [63]:
• проведение экспертизы заявителя;
• подачу, рассмотрение заявления на лицензирование, оформление и выдачу лицензий;
• продление срока действия лицензий;
• учет лицензиатов и информирование в сфере лицензирования.
Экспертиза предприятия-заявителя осуществляется экспертной комиссией соответствующего лицензионного центра на основании заявки предприятия, содержащей лицензируемые виды деятельности и перечни необходимых для их обеспечения производственного и испытательного оборудования, нормативной и методической документации, имеющейся на предприятии. Результатом работы комиссии является экспертное заключение, в котором дается оценка возможности заявителя осуществлять работы в избранном виде деятельности по защите информации. Заключение утверждается руководителем соответствующего лицензионного центра и действует в течение трех месяцев со дня его выдачи [63].
Экспертиза проводится на основе хозяйственного договора между лицензионным центром и предприятием-заявителем [63]. Оплата работы членов экспертной комиссии проводится лицензионным центром.
Заявление на получение лицензии подается в государственный орган по лицензированию и принимается к рассмотрению только при наличии всех требуемых документов [63].
Орган, выдающий лицензию, вправе провести проверку достоверности представляемых сведений.
Оформление лицензии и ее выдача (уведомление об отказе в выдаче) производится в тридцатидневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами [63].
Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при экспертизе предприятия-заявителя, может проводиться дополнительная независимая экспертиза. Состав экспертной комиссии формируется государственным органом по лицензированию по согласованию с предприятием-заявителем. Заключение экспертной комиссии является определяющим для принятия соответствующего решения в связи с заявлением о выдаче лицензии [63].
Время, затраченное на экспертизу, в срок, установленный для выдачи лицензии, не включается.
Финансирование издержек за проведение дополнительной независимой экспертизы несет сторона, признанная виновной в конфликте.
Действия органов, осуществляющих лицензирование, могут быть обжалованы в судебных органах в установленном порядке. Органы, выдавшие лицензию, приостанавливают или прекращают действие лицензии досрочно в случаях [63]:
• по заявлению владельца лицензии;
• ликвидации юридического лица или прекращения действия документа об индивидуальной трудовой деятельности;
• несоблюдения владельцем лицензии условий по поддержанию нормативной базы и технической оснащенности на уровне требований по обеспечению безопасности информации;
• несообщения в установленные сроки органу, выдавшему лицензию, информации, предусмотренной Положением.
О приостановлении или прекращении действия лицензии ее владелец информируется в письменном виде органом, выдавшим лицензию, не позднее пяти дней со дня принятия решения. В десятидневный срок после получения уведомления владелец лицензии обязан сдать ее в орган, выдавший лицензию [63].
Учет лицензиатов ведется государственными органами по лицензированию на основании сведений, поступающих от лицензионных центров [63].
Контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ в области защиты информации осуществляется [63]:
• Гостехкомиссией России, ФАПСИ и отраслевыми органами контроля в пределах их компетенции в ходе плановых проверок состояния защиты информации на предприятиях-потребителях, воспользовавшихся услугами лицензиатов;
• при контроле государственными органами по лицензированию и лицензионными центрами качества выполненных лицензиатами работ по рекламациям предприятий-потребителей.